герб Волноваха
Волновахский городской портал


Главная
Добавить новость!
2017-08-18 [16:34:04]
Разделы сайта

ГНИ информирует...

О Волновахе
История города
История города (укр) Информация о районе
Природные территории
Большие и малые села
Села и посёлки (укр)
Карты, схемы
Расписание поездов
Расписание электричек
Расписание автобусов
Банки, банкоматы
Такси
Отдых, развлечения
Провайдеры, сети
Мобильная связь
Телевидение
Кабельное ТВ
Радиостанции
Архив форума
Карта сайта
Библиотеки, музеи
Газеты
Учебные заведения
Организации города
Достопримечательности:
Великоанадольский лес
Дендрарий
Лесной колледж
Музей леса
Монастырь

Архив новостей

Друзья сайта

Устав территориальной громады

Форум

Фотогалерея

Поиск работы

Погода в Волновахе

Фирмы, организации









Еленовка: вчера, сегодня, завтра

РАЗВИТИЕ ПОСЕЛКА

Основным , занятием переселенцев было хлебопашество и попутно животноводство. Землю под пашню наделяли в северо-восточной части от застраиваемого поселка, вдоль западного склона балки Далин-Тарама.

На дне балки, вблизи современной автотрассы Донецк—Мариуполь, была выкопана крестьянами криница с мягкой, ключевой водой. Водой пользовались во время сельхозработ на своих земельных участках, расположенных вблизи криницы. Позже ее стали, именовать криницей Щербака. Она сохранилась и до наших дней.

После Великой Отечественной войны криницу переоборудовали в водозабор и оградили вокруг санитарной зоны. Эту воду употребляют для нужд протввотуберкулезного диспансера, расположенного на территории поселка.

Основным источником жизни жителей поселка являлась матушка-земля: она их кор-мила и поила, одевала и обувала, согревала. Излишки выращенной продукции растениеводства и животноводства крестьяне вывозили своими подводами на рынок в поселок Александровку, возникший в районе построенной в 1841 году шахты Александровской Новосибирским генерал-губернатором Воронцовым. На вырученные за свою продукцию деньги покупали различные промтовары, керосин (для освещения), деготь для смазки сельхозинвентаря, обувь и т. д., покупали все необходимое для домашних нужд. Когда возвращались с рынка домой, дети их встречали с радостью, предвку-шая угощение конфетами, пряниками и пр. Но таких праздников для детей было немного, т.к. выращенной продукции, в зависимости от урожая, иногда хватало только для своих потребностей до будущего урожая.

Выращенный урожай обрабатывали вручную — косили, молотили и т. д. Молотили хлеб на зерно следующим образом. Вначале крестьянин на своем подворье принимался делать так называемый ток: выбирал участок земли диаметром 8-10 метров, очищал с помощью струга площадку от травы, заливал водой (замачивал) и накрывал половой. Затем с помощью толока (котка) каменного и впряженной в него лошади делались движения котка по полове по кругу. Толок представлял собой цилиндр диаметром 500 и длиной 700-1000 мм, вытесанный из камня. С обеих торцов толока замоноличены по центрам 2 круглых штыря диаметром 25—30 мм, с выступами от толока 100—150 мм. На эти штыри одевалась деревянная четырехугольная рамка на шарнирах. К этой рамке на крюк одевался полубарок, в который впрягалась лошадь. Толоком толочили ток до тех пор, пока земля высохнет и станет гладкой, как зеркало. Затем полову убирали и на уже готовый ток настилали по кругу с помощью баштармака покосы с Колосьями. Толщина настила была разной, в основном 30-50 см. Баштармак представлял собой деревянные вилы из трех или пяти рожков. Молотьба производилась при помощи котка и впряженной в него лошади. Коток представлял из себя форму цилиндра, высотой около 1 метра с боковой поверхностью, состоявщей из пяти или семи рожков, напоминающих при виде с торца - звезду с тупыми рогами. Коток готовили вручную из большого камня.

На коток, так же, как и на толок, заделывали деревянную раму, к которой подпрягали лошадь. Во время молотьбы коток вращался своими рогами по покосу с определенной силой падения рога, и таким образом из сухого покоса высыпалось зерно.

Через определенное время покос переворачивали баштармаком и продолжали молотить. После полного обмолота, все тем же баштармаком, вытрушивали зерно из уже полученной соломы и откидали ее в сторону. Для того, чтобы иметь не только солому, но и полову для скота - к котку прицепляли так называемую терку, представляющую собой деревянный челнок из досок и скрепленный по периметру деревянными 50-миллиметровыми брусками. Терка имела спереди загнутое вверх днище (как лыжа). Размеры ее примерно таковы: длина 1,6 м, ширина - сзади 60 см, спереди 30 см. В днище терки набиты стальные заоваленные режущие пластинки, имевшие вид чешуи. Этими резцами и резалась солома частично на полову. Для большей тяжести на терку садился кто-нибудь из детей или подростков.

Трудными проблемами для крестьян было приобретение промтоваров: одежды, обуви и т. д. Ведь крестьяне для того, чтобы одеться и обуться, должны продавать свою выращенную продукцию растениеводства и на эти деньги приобретать промтовары, что было накладно и разорительно. Нужно было крестьянам искать выход из этого затруднительного положения. И такой выход был найден. Крестьяне начали сеять по низменным местам, по балкам коноплю. Выращенную коноплю подвергали обработке: замачивали в воде, затем после продолжительного замачивания коноплю сушили. Потом при помощи самодельного деревянного станка, именуемого по-украински «терниця», разбивали ветви конопли и освобождали их от кострицы — твердых веществ конопли. После перетрушивания конопли, ее ложили на парусную подстилку и босыми ногами месили конопляную массу, чтобы окончательно освободить ее от кострицы. Полученную массу свертывают в клубок (кудели), одевают на гребень (деревянный гребешок шириной до 30 см и высотой до 20 см), закрепляемый в стоячем положении в специальном деревянном бруске, и приступают к изготовлению пряжи на деревянной прялке. После прялки получают тонкую пряжу в виде ниток. Наконец, из этой пряжи на ткацких станках пряли уже готовую ткань. Из этой ткани шили самую разнообразную нижнюю и верхнюю одежду, паруса для навесов на случай дождя во время молотьбы, мешки для различных продуктов и других потребностей. Продукция животноводства полностью использовалась крестьянами. С овечьей шерсти вязали вручную различную одежду — носки, свитки, рукавицы и др. изделия. Из выделанных овечьих шкур шили шапки, телогрейки, кожухи, тулупы, рукавицы и прочее. Из шкур забитых быков, коров, после их вычинки, шили обувь кожаную. Свою одежду крестьяне, по причине дефицита, берегли. В одном случае для будничного, в другом — для праздничного пользования. Так, например, тулупы надевали по великим празд-никам в зимнюю стужу, либо при отправлении в дальнюю дорогу на санях. Вот так и жили крестьяне.

В 1928 году мне приходилось часто видеть громадный деревянный ткацкий станок, расположенный в прихожей в доме моего дедушки, Степана Кищенко. Он стоял без действия, и за ненадобностью его потом демонтировали. Дедушка рассказывал мне потом, что ему часто слышится стук работающего ткацкого станка. Видимо, это является следствием долгих десятилетий работы на ткацком станке.



Источник: olenivka.at.ua

Адрес текущей страницы: www.volnov.org.ua

Рекомендуем: http://work-in-moscow.ru/2010/07/01/.html - work-in-moscow.ru