герб Волноваха
Волновахский городской портал


Главная
Добавить новость!
2017-10-17 [13:40:19]
Разделы сайта

ГНИ информирует...

О Волновахе
История города
История города (укр) Информация о районе
Природные территории
Большие и малые села
Села и посёлки (укр)
Карты, схемы
Расписание поездов
Расписание электричек
Расписание автобусов
Банки, банкоматы
Такси
Отдых, развлечения
Провайдеры, сети
Мобильная связь
Телевидение
Кабельное ТВ
Радиостанции
Архив форума
Карта сайта
Библиотеки, музеи
Газеты
Учебные заведения
Организации города
Достопримечательности:
Великоанадольский лес
Дендрарий
Лесной колледж
Музей леса
Монастырь

Архив новостей

Друзья сайта

Устав территориальной громады

Форум

Фотогалерея

Поиск работы

Погода в Волновахе

Фирмы, организации









Еленовка: вчера, сегодня, завтра

РЕЛИГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ КРЕСТЬЯН

В те, теперь уже далекие от нас времена, переселенцы были совершенно неграмотны, и вся их грамота сводилась к умению возделывания продукции растениеводства и животноводства, умелому использованию выращенной продукции и выгодной продаже своих излишек, надежде на будущий урожай.

Религия имела большое влияние на воспитание людей в духе доброты, милосердия, порядочности, честности и т.д. Такие качества прививались людям с детского возраста: не оскверни, не богохульствуй, не навреди и т.д. Обман, сквернословие и другие подобные явления считались грехом божьим. Большая часть населения поселка относилась к религии с положительной стороны и вступала в самостоятельную жизнь с чувством уважения к старшим, их почитания и доброты к окружающим. Примером тому может послужить рассказ моего дедушки Степана Иосифовича. Однажды он повез подводой свою сельхозпродукцию на базар в поселок Александровку, и когда уже заканчивал продавать, к нему подошел незнакомый мужчина, поздоровался, спросил у дедушки, откуда он и попросил взаймы денег - дедушка занял ему. Окончил продавать и уехал домой. А дома у деда спрашивает бабка: «Ну, Степан, сколько ты наторговал?» — «Да, говорит, наторговал, да почти все деньги занял». — «А кому?» — «Да и не знаю, кому». Бабка пожурила деда за неоправданную доверчивость, и разговор на том кончился. А дня через 2—3 после этого случая приехал на лошадях должник и отдал свой долг. Это был житель пос. Александровка. Вот так и стали эти две семьи друзьями, часто ездили друг к другу в гости, особенно по праздникам. Чего нельзя сказать в наше время. Священнослужители почитались крестьянами как помазанники божьи, им верили в их возможности в свершении чуда господнего в спасении урожая от надвигающейся засухи, так как жизнь и благополучие крестьян зависели от будущего урожая. И люди, путем подношений батюшке различных даров, старались задобрить его, заслужить покорностью и уважением к батюшке. Он охотно принимал дары, но их просьбу просить бога послать им дождя батюшка не спешил исполнять, мотивируя божьим гневом за богохульство, за непогашенный оброк и т. д.

В засушливые годы, когда степные травы выгорали, желтели несозревшие хлеба на полях, с безоблачного неба безжалостно палило солнце, жители поселка собирались на так называемый сход и, став на колени перед священником, слезно просили его устроить молебен в поле, чтобы пришел на их поля дождь. Батюшка давал согласие, и тогда люди выносили из церкви хоругви, иконы, кресты, и с божьим пением шествие направлялось в степь к одной из имеющихся криниц. Одна криница находилась с се-верной стороны поселка, другая - с южной, по правой стороне от современной автодороги на пос. Александринку, примерно в направлении с севера на юг от двух курганов. Эта криница была выкопана гр. Головешкиным. Он был веры отличительной от христианской, и ему было отказано в земельном наделе. И все же этот гражданин выпросил полторы десятины земли неудобной для возделывания сельхозкультур. На этой земле он и выкопал криницу. Так вот, батюшка, подойдя к кринице, набирал воды, омовлял ее, окроплял этой водой землю, сопровождая этот ритуал молитвой, просьбой Господа Бога снизойти к мирянам и напоить их земли водой. И так уж совпадало, что вскоре на безоблачном небе появлялись небольшие тучки вдалеке и, приближаясь, увеличивались, превращались в дождевые облака и, наконец, шел долгожданный летний дождь. Вся природа преображалась, оживала зелень, воздух наполнялся озоном. Крестьяне ликовали от радости, восхваляли Господа Бога и батюшку.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ КРЕСТЬЯН

В зимнее время крестьяне занимались ручной добычей строительного камня, называемого еще сахарным, напоминающим по своему цвету и структуре сахар-рафинад. Камень добывали для своих нужд: строили жилые дома, хозяйственные сараи, подвалы, выкладывали колодцы, строили изгороди, короче, камень был основным строительным материалом для жителей поселка. Добычу камня в основном вели открытым способом. Сначала делали вскрышу, т.е. лопатами снимали слой грунта до обнажения камня. Толщина вскрыши в разных местах была разной - от полметра и выше. После вскрыши приступали к добыче камня. В скальном массиве с помощью стальных долотьев били кувалдой ряд шпуров, затем молотами разбивали монолитный камень на отдельные куски, грузили на подводу и увозили домой. Долотья заправляли на небольшом переносном кузнечном горне с крыльчаткой (небольшие ветровые лопасти), приводимой во вращение через ременную передачу с помощью ноги.

Участки добычи камня находились за кладбищем, с южной стороны, в балке, именуемой Каменной балкой. В этой балке добывали и желтую глину (лимонного цвета), ипользуемую для окраски глинобитных полов в жилых зданиях и для других нужд. Место непосредственной добычи камня называли «скели». В этих скелях добычей камня занимались до 1930 года. В 1932—35 годах велось строительство зданий и сооружении созданной на территории поселка МТС (машинно-тракторной станции) -административных, складских, производственных, культурно-бытовых зданий и сооружений. Началось строительство складов «Заготзерно» складских помещений мельницы. И все перечисленные объекты возводились исключительно из строительного камня, закупаемого у жителей поселка по договорным ценам. Мерой объема камня служил один куб, составляющий примерно около 8 метров кубических. Крестьяне реализовали свои излишки камня государственным организациям и предприятиям. С восточной стороны балки Далин-Тарама, в районе прилегаемой к ней Каменной балки» добывали вручную гончарную глину» почти до 1941 года. Глина для крестьян была незаменимым материалом для устройства полов, внутренней и внешней отделки стен и потолков зданий и сооружений. Сначала глину добывали единоличники вручную открытым способом, т. к. пласты глины выходили на поверхность грунта. В начале тридцатых годов к глиняному карьеру была проложена железная дорога для добычи глины на промышленной основе, с отгрузкой в вагоны и транспортировкой паровозом на станцию Еленовка II, с последующей перевозкой ее в Еленовские карьеры. Однако эта железнодороная ветка быстро утратила свое назначение из-за наличия сверхдопустимых уклонов пути для паровозной тяги и была демонтирована. Однако, глину продолжали добывать с отгрузкой и транспортировкой автотранспортом на станцию Еленовка II и через эстакаду — в железнодорожные вагоны. Этот карьер действовал до 1941 года.

С южной стороны поселка, у западного склона балки Далин-Тарама, существовал песочный карьер. Песок добывали для строительных целей промышленности. Песочный карьер за многие годы выемки песка находился на боль» шой глубине, и для подачи вагонетк с песком на-гора подавались по узкоколейному пути большим углом наклона к горизонтальной плоскости, с помощью сооруженного на поверхности карьера деревянного барабана и троса. Барабан приводился во вращение с помощью лошади. Процесс состоял из следующих операций. Вагонетка подавалась в карьер ездовым, путем деревянного торможения на время ее опускания; в карьере вагонетка загружалась вручную песком, цеплялась к тросу, и лебедкой, приводимой в движение лошадью, вытягивали нагора. На поверхности с помощью поворотного круга вагонетку разворачивали на 90°, впрягали в нее лошадь - и вагонетка доставлялась по узкоколейке до станции Еленовка II. На станции вагонетку, стоящую на деревянной эстакаде, опрокидывали, и песок попадал в железнодорожные платформы. Опрокидывание в вагонетки (кузова) осуществлял так называемый коногон путем откидывания скобы в вагонетке на шарнире, и небольших физических усилий, приложенных к кузову, У

зкоколейная дорога проходила от карьера до станции над поселком с южной ее стороны» примерно по нынешней улице Октябрьской. Так как узкоколейка на всем ее протяжении от станции Еленовка II имела понижающий уклон, коногон, сопровождающий тару» удерживал вагонетку от излишнего движения вследствие инерционной силы, ручным тормозом, состоящим из деревянного шеста, заложенного между рамой и движущимся колесом. Таким образом, прикладывая силу к шесту, коногон держал скорость движения, нужную ему. В начале тридцатых годов лошадей заменили механической тягой — мотовозом. Первым машинистом мотовоза был. тов. Зинченко Егор. После Отечественной войны песочный карьер был заброшен, и на его месте поселковый Совет организовал мусорную свалку. I

Один из жителей поселка в 1850 году организовал у себя во дворе так называемый постоялый двор, для чего построил конюшню и другие подсобные помещения. Постоялый двор находился вблизи балки Далин-Тарама, пятым или шестым посчету от восточной окраины улицы Садовая. Значительно позже, когда началась гражданская война, хозяин продал свой постоялый двор некоему по фамилии Магер, а тот уже переоборудовал дворовые сооружения под жилые и подсобные.



Источник: olenivka.at.ua

Адрес текущей страницы: www.volnov.org.ua

Рекомендуем: Стол бильярдный, отделка смотрите на http://www.spb.aero-billiard.ru. ; На сайте http://www.bilyardnyj-stol-kupit.ru настольный аэрохоккей купить. ; Тут осуществляют, по самым низким ценам, продажа оптом парфюмерии!