герб Волноваха
Волновахский городской портал


Главная
Добавить новость!
2017-12-13 [08:09:45]
Разделы сайта

ГНИ информирует...

О Волновахе
История города
История города (укр) Информация о районе
Природные территории
Большие и малые села
Села и посёлки (укр)
Карты, схемы
Расписание поездов
Расписание электричек
Расписание автобусов
Банки, банкоматы
Такси
Отдых, развлечения
Провайдеры, сети
Мобильная связь
Телевидение
Кабельное ТВ
Радиостанции
Архив форума
Карта сайта
Библиотеки, музеи
Газеты
Учебные заведения
Организации города
Достопримечательности:
Великоанадольский лес
Дендрарий
Лесной колледж
Музей леса
Монастырь

Архив новостей

Друзья сайта

Устав территориальной громады

Форум

Фотогалерея

Поиск работы

Погода в Волновахе

Фирмы, организации









Еленовка: вчера, сегодня, завтра

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ПОСЕЛКОМ

С появлением в городе Донецке металлугической промышленности, жители поселка начали. попутно подрабатывать. В зимнее время они намались в поденщики к заводчику подвозить своим гужтранспортом железную руду, добываемую вручную возле поселка Александринка и со Стылы, а также флюсовые известняки из Еленовских карьеров.

Металлургический завод в г. Донецке возник в 1871 году. В начале 1868 года в Россию прибыл иностранный концессионер, техник-металлург Джон Джеймс Юз - управляющий небольшим заводом вблизи Лондона. Земли верховья Кальмиуса принадлежали помещикам. Здесь под степным ковылем лежал уголь, местами выходивший на поверхность; в районе Кара-куба и села Александринки находилась железная руда, в Еленовских карьерах — камень-известняк и совсем рядом — речная вода. Все это создавало благоприятную базу для постройки железоделательного завода. Джон Юз, выгодно купив и арендовав земли, заключил с Комите-том министров России "Договор на образование Новороссийского общества камнеугольного, железного рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской" линии.

В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о постройке металургического завода. Управляющим делами назначили Джона Юза. Летом 1869 года Юз поселился в хуторе овечьем на берегу Кальмиуса и устроил во дворе кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом. Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные и приезжие мужики построили для рабочей колонии землянки, деревянные бараки. Возникший поселок был назван Юзовкой. С ним соседствовали поселения: хутор Овечий, Авдотьино, Алексеевка, Григорьевка, Александровка. Юз построил небольшую доменную печь и 25 апреля 1871 года была выдана первая плавка чугуна. Поскольку в то время в Донецке еще не было железной дороги, завод работал на местном сырье, поставляемом гужевым частным транспортом. Росту поселка Юзовка способствовала прокладка в 1872 году через Юзовку железнодорожной линии Константиновка—Ясиноватая— Еленовка, в дальнейшем доведенной Бельгийским акционерным обществом до города Мариуполя. Жители Еленовки железную дорогу называли «чугункой» или «бельгийкой».

В 1886 году юзовский завод перешел на более богатую железом криворожскую руду. Однако, многие годы еще продолжали использоваться и местные руды. Известняки, добываемые вручную в Еленовских карьерах, постав-лялись гужтранспортом прямо на завод, вплоть до 1873 года — с этого времени известняки с Еленовки отгружались в железнодорожные платформы и транспортировались железной дорогой до Юзовки. И лишь с 1912 года, когда была проложена железная дорога от станции Еленовка до Еленовских карьеров, гужевой транспорт потерял целесообразность применения. Еленовские карьеры (ныне Докучаевский флюсо-доломитный комбинат) именовались так по той причине, что карьероуправление первоначально находилось на территории станции Еленовка в специально построенном каменном здании. Позже, после перехода карьероуправления непосредственно на территорию карьера, это здание было переоборудовано под общежитие, затем в 1930-е годы - под семилетнюю школу.

Железная дорога, проложенная в 1872 году от Юзовки, заканчивалась в Еленовке поворотным кругом для разворота паровозов и вагонов на 180° Поселок в то время застраивался в направлении с востока на запад и был от железной пологи на значительном расстоянии. Станции, как таковой, еще не было, как не было и других пристанционных зданий и сооружений. Между поселком и железной дорогой лежала целинная земля, поросшая высокими травами да бурьянами, и на этих землях дети крестьян пасли свой скот. О том, насколько жители поселка были неграмотны, можно судить хотя бы на одном таком примере. Однажды группа подростков пасла скот вблизи станции и случайно нашла метрах в десяти от чугунки, в густой траве, широкий кожаный ремень с пряжкой, надетым на ремень загадочным предметом круглой формы и размером почти с блюдце. Мало того, что прея мет был для ребят в диковинку, он еще и тикал. Дети сгорали от сильного любопытства к этой находке, однако боялись даже прикоснуться к нему. Думали они, думали, как с этой находкой быть, пока один из них, по фамилии Ефимович, | древком кнута поддел ремень с блюдцем и понес к отцу с надеждой на получение исчерпывающего ответа. Отец, впервые увидевший такой предмет и боясь остаться в долгу с ответом перед сыном, сообразил вслух, что это не что иное, как нечистая сила, и положив на камень блюдце, он разбил часы вдребезги другим камнем. Кстати, эти часы были швейцарской марки фирмы "Павел Бурэ". Такие часы выдавались машинистам паровозов вместе с ремнем на врема работы. Поскольку тогда не было еще уборной на станции, машинист вынужден был идти в бурьян и там оставил свой ремень с часами.

С пуском Юзовского завода крестьяне поселка подрабатывали своим транспортом, путем перевозки сырья на завод. Сырье, после перевески, разгружали и тут же получали оплату наличными за перевозку. Зачастую, во время ожидания перевески, собиралось много подвод подъезжающих с различных окрестных сел. Иногда нашим крестьянам оказывала помощь во внеочередном обслуживании их землячка по фамилии Лычман Прасковья Лукьяновна, проживавшая ранее в пос. Еленовка. Она была молода, удивительной красоты девушка, с правильными чертами лица, стройная, как тополь, с глазами дикой серны. Ее родители жили бедно, и она вынуждена была идти внаймы. Ее стройности и красоты не мог на заметить сын Юза Юз младший, и путем мелких подачек он сумел ее заставить во всем повиноваться. Будучи в его полной материальной и моральной зависимости и боясь потерять работу, она вынуждена была поступаться своей совестью и волей и исполнять желания Юза. Так между ними завязалась тайная любовная связь, закон-чившаяся в конце концов плачевным исходом для служанки - у нее должен был появиться ребенок. Юз-младший боялся прежде всего Юза-старшего. Шло время, и тайное стало явным - хозяину стало известно о любовной связи его сына. О женитьбе его, сына заводчика на батрачке, да еще и другой национальности, не могло быть и речи. Не желая вызвать каких-либо негативных последствий для своего престижа, Юз-старший разрешает любовный узел мирным путём: покупает в Юзовке небольшой жилой домик, покупает для нее лавку, дает ей "приданое" английской одежды. Позже она выходит замуж за гр. Москаленко, и они переезжают жить в поселок Еленовку. Девочка, родившаяся от Юза-младшего, жила недолго и вскоре умерла.



Источник: olenivka.at.ua

Адрес текущей страницы: www.volnov.org.ua

Рекомендуем: портрет на заказ по фотографии в минске ; Замечательные антибиотики в меде по этой ссылке.