герб Волноваха
Волновахский городской портал


Главная
Добавить новость!
2017-02-20 [07:15:11]
Разделы сайта

ГНИ информирует...

О Волновахе
История города
История города (укр) Информация о районе
Природные территории
Большие и малые села
Села и посёлки (укр)
Карты, схемы
Расписание поездов
Расписание электричек
Расписание автобусов
Банки, банкоматы
Такси
Отдых, развлечения
Провайдеры, сети
Мобильная связь
Телевидение
Кабельное ТВ
Радиостанции
Архив форума
Карта сайта
Библиотеки, музеи
Газеты
Учебные заведения
Организации города
Достопримечательности:
Великоанадольский лес
Дендрарий
Лесной колледж
Музей леса
Монастырь

Архив новостей

Друзья сайта

Устав территориальной громады

Форум

Фотогалерея

Поиск работы

Погода в Волновахе

Фирмы, организации









Еленовка: вчера, сегодня, завтра

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПОСЕЛКА

С развитием промышленности в Юзовке развивалась и сеть железных дорог. Для экипировки паровозов водой был сооружен ставок путем перекрытия дамбой русла балки ниже существующей криницы. Эта балка служила когда-то чумацким шляхом. Рядом со ставком построили водопроводную насосную станцию, проложили подземный водопровод. Насосная станция перекачивала воду по подземному водопроводу в водонапорную башню, расположенную на территории станции Еленовка. С башни вода подавалась самотеком на водоумягчитель-ную установку и далее, в водоразборную колонку (паровозную).

Рядом с водопроводной насосной станцией построили каменный жилой дом для рабочих по обслуживанию насосной станции. В этом доме и жила семья. Ставок стали называть водокачкой, а рабочего - водокачник, Прошли годы, и водокачка обмелела, заилилась, воды становилось все меньше, а железнодорожный транспорт интенсивно развивался, количество паровозов возрастало, и потребность в воде уже не могла удовлетворить водокачка. Руководство железной дорогой принимает решение о реконструкции водокачки. В 1928 году были начаты работы. Вначале спустили со ставка воду через прорытый в плотине ров. Затем нужно было расчистить днище водокачки, т. е, очистить его от ила. Так как в это время землеройной техники еще не было, работы по расчистке днища велись вручную грабарями-единоличниками, на основании договоренности с администрацией МПС по найму поденно, с ежедневной оплатой за количество сделанных ходок. После того, как расчистили и углубили днище водокачки, в ров, прорытый в старой дамбе для спуска воды, заложили металлическую трубу на случай надобности спуска воды. отсыпали и подняли дамбу, внутренний откос выложили постелистым камнем. Криницу, находящуюся на середине водокачки, расчистили и расширили, выложив ее камнем на цементном растворе, в диаметре около трех метров, перекрыли, оставив квадратный люк в 1 метр. На время этих строительных работ воду из криницы откачивали насосом, приводимым в движение от двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе. Двигатель был установлен рядом с криницей на днище водокачки, где он так и остался поныне. Возле водопроводной насосной станции был сооружен глубокий колодец для забора воды водозаборной трубой. Кто такой грабарь? Название произошло от их основного орудия труда - лопаты-грабарки. Грабарь имел в своей собственности лошадь и четырехколесную ходовую тележку с деревянным кузовом. Кузов имел вид лежащей деревянной бочки, разрезанной вдоль пополам и крепился к тележке на двух шарнирах, опрокидыванием: кузова на боковую сторону. Для устойчивости кузова от произвольного опрокидывания он фиксировался откидной скобой на шарнире. Весь цикл работы грабаря заключался в следующем: заезд колымагой в основания днища водокачки, наполнение вручную с помощью грабарки кузова илом, выезд за пределы днища водокачки и разгрузка путем откидывания скобы и опрокидывания кузова. Таким частным путем и была реконструирована водокачка.

До 1908 года жители поселка производили помол зерна на частных ветряных мельницах, сохранившихся еще до 1935 года. Всего было восемь мельниц, выстроенных на возвышенных северной и южной сторонах поселка. Ветряные деревянные мельницы принадлежали частным владельцам: Ткаченко, Колесник, Ковтун, Пухно, Родоус и др. В 1908 году на территории поселка, с восточной стороны от станции Еленовка, была построена паровая мельница и маслобойка частным владельцем гр. Якубенко А. А., потом продана гр. Абрамовичу. После Октябрьской революции мельница была национализирована и после ее реконструкции стала государственной мельницей имени Урицкого. Вплоть до начала Великой Отечественной войны, колхозники поселка пользовались услугами мельницы и маслобойки в части обмена зерна на муку и масло.

В 1911 году была выстроена школа из красного кирпича, именуемая трехклассным земско-приходским училищем на пять отделений. Первым директором школы был гр. Коновален-ко Илья Андреевич. По состоянию на начало 1917 года в школе имелось: учительского состава 6-7 человек, учащихся - 70-80 человек. Из учителей, работавших в этой школе как до, так и после Октябрьской революции, вплоть до 1933 года, были: Шамжинов Михаил Кузьмич и его жена Лидия Ивановна, награжденная за свой долголетний труд высокой правительственной наградой — орденом Ленина, с присвоением ей звания заслуженной учительницы. Мы с супругой начинали учиться в этой школе во время работы там М. К. Шамжинова и хорошо помним его моральное и физическое воспитание школьников. Но надо сказать и то, что он был очень требователен к ученикам, непримирим к фальши, сквернословию, лжи и наказывал за эти проступки. Он провинившегося больно драл за уши, или с силой бил ученика по ушам деревянной линейкой, при этом еще и приговаривал: «Ах ты, паскудина!» Это был учитель дореволюционной закваски с присущим ему методом бурсацкого воспитания.

На начало 1917 года в поселке насчитываось: домохозяйств — 240 дворов, удобных пахотных земель — 2666 десятин, неудобных земель — 400 десятин. Земля в поселке наделялась только на мужской пол, «на едока». На каждого родившегося едока — по 24 сажня. Перед Октябрьской революцией в поселке насчитывалось 740 человек мужского пола, имевших право пользоваться землей. Священник, проживающий в поселке, держал в своей собственности 60 десятин пахотной земли, а псаломщик — 15 десятин. В поселке имелась небольшая деревянная церковь, которая вследствие вспыхнувшего вблизи пожара, загорелась, и несмотря на принятые меры против пожара и его ликвидацию, церковь была уже непригодной для дальнейшей ее деятельности, поэтому ее закрыли. Потом это здание продали одному крестьянину, который переоборудовал его и потом использовал под закрома (зернохранилище). I

В 1907 году в поселке была выстроена новая церковь из красного кирпича с двумя деревянными куполами-надстройками со звонницами (колоколами). Церковь была названа «Храмом святой Покровы». Она находилась почти рядом со школой № 1, по диагонали на юго-восток. После Октябрьской революции церковь была закрыта. В середине тридцатых годов здание церкви колхоз использовал под склады зерна. Поскольку в то время религия находилась вне закона, многие исторические, религиозные ценности подвергались умышленным уничтожениям. Не обошел стороной этот произвол и нашу церковь. По инициативе поселкового Совета было решено переоборудовать церковь для склада, т. е. снять деревянные надстройки и, тем самым уничтожить религиозный очаг. Для этой работы подобрали двух энтузиастов-комсомольцев тт. Ефимовича Виктора и Нужного. Для ускоренного демонтажа они применили взрывчатку, и в результате взрыва дерево воспламенилось, покрытое сверху оцинкованной сталью, т. к. было очень сухое. Несмотря на принимаемые пожарными командами со всей Донецкой облас-ти меры по ослаблению и локализации очага пожара, все деревянные конструкции сгорели, а также сгорели вороха пшеницы в самом здании. Мы, поколение 30-х годов, помним, как красочно выглядела церковь, особенно ее блестящие на солнце купола. Вокруг церкви была металлическая ограда на кирпичных столбиках; Во дворе росла мягкая травка, словно сплошной ковер из зелени. Мы в школе во время больших перемен часто бегали поиграть и полежать на этой травке. И все это было, было...

В 1927 году в поселке был организован СОЗ - совместная обработка земли. Первыми добровольными членами СОЗа были: Туник И. П., Емец С. К., Кулибаба А. Д., Голуб Д. А., Судник Г. Ф., Кочубей Г. А., Кониецкий А. Ф., Кулибаба Л. Ф., Василицын С. А., Хоценко Мирон, Ковтун Иван Архипович, Тютюнник. Председателем был Кочубей Гордей Артемович, механиком — Емец С. К. Первым трактористом был тов. Доценко Алексей, затем: Мазур Василий Иванович, Ефимович Григорий Ефремович. В хозяйстве СОЗа имелся в наличии один трактор «Форд». В 1930 году вместо СОЗа был организован колхоз имени РККА (рабоче-крестьянской Красной Армии), переименованный потом в колхоз имени Буденного, а после Отечественной войны — в колхоз имени Ильича. В 1932 году в поселке организовали МТС (машинно-тракторную станцию). Первым ее директором был тов. Моргун Матвей Данилович; начальником политотдела — тов. Алышев Николай Федорович; заместителем директора — тов. Кулибаба Феодосии Игнатович, который в 1936 году был назначен директором МТС.

В 1936 году в хозяйстве колхоза им. Буденного имелось: тракторов СТЗ — 6 штук, комбайнов прицепных — 1 шт, молотилок — 2 шт, самоскидок — 4 шт. Первыми колхозниками в 1930 году были: Санжар Степанида Лукьяновна, Доценко Феодора Тереатиевна, Лаврик Федор Лаврентиевич, Музыка Агриппина Васильевна, Кищенко Давид Степанович, Колесник Дмитрий Иванович и другие. Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году из колхоза, где был председателем тов. Скляренко, секретарем парторганизации тов. Санжар С. А., заведующим МТФ (молочно-товарной фермой) тов. Шокал В. И. - был эвакуирован в глубь страны весь скот и другое хозяйство. Ответственными за сохранность скота были сопровождающие: Санжар С. А., Шокал В. И., Доценко Ф. Т. и Ткаченко Неонила Герасимовна. За время эвакуации тт. Санжар и Шокал погибли. К шестидесятым годам в хозяйстве колхоза имелось в наличии 16 автомашин, 15 тракторов, 10 комбайнов.

В 1951 году построена скоростная автодорога Донецк-Мариуполь, проходящая по территории поселка. Строительством автодороги и координацией действий руководил непосредственно председатель Донецкого облисполкома тов. Алышев Николай Федорович. В 1971 году автотрасса Донецк—Мариуполь была реконструирована, расширена с устройством посредине проезжей части зеленой зоны с оборудованными бортами и разделяющей дорогу на левое и правое движение. Вдоль скоростной автотрассы в пределах территории поселка была выстроена автодорога местного назначения, шириной 3 метра с обеих сторон основной магистрали и только с правосторонним движением. Основную и местную автодороги разделяет металлическое ограждение. Заезды и выезды с той или иной дороги на другую осуществляются в районе Дома быта с северной стороны, а также с южной стороны поселка. В 1972 году окончено сооружение двух автостанций (с обеих сторон автотрассы) и соединенных между собой подземным переходом под автотрассой. Автостанции расположены возле кинотеатра "Родина".

В 1958 году выстроен силами ОКСа (отдела капитального строительства) Докучаевского флюсо-доломитного комбината кинотеатр "Родина" на 450 мест. Памятник погибшим воинам, участвовавшим в освобождении поселка против немецко-фашистских захватчиков, попадавший под строящуюся автотрассу, был перенесенв парк у центральной площади.



Источник: olenivka.at.ua

Адрес текущей страницы: www.volnov.org.ua

Рекомендуем: Здесь technovector.com.ua вы можете купить мини трактор прямо у себя дома!