«В 1963 году жильцами дома №127 (улица Ленина, г. Волноваха), была заложена березовая роща... В ней выросли наши дети, теперь играют внуки, рощей любуются как горожане, так и гости... Но вот, по желанию главного врача центральной районной больницы Безуглого Н.М., начаты изыскательные работы площадки под строительство церкви. Выбор пал именно на березовую рощу. Мы, разумеется ничего не имеем против Храма Божьего, однако его строительство никоим образом не должно вестись в ущерб конкретным людям. Поэтому мы категорически протестуем против инициативных действий главного врача, которого, похоже, поддерживают в верхах. Если же власти все-таки санкционируют вырубку рощи, оставляем за собой право прибегнуть к самым радикальным мерам».
(Из жалобы. Всего 70 подписей).
Еще больше подписей удалось собрать тем, кто решил пожертвовать рощей ради строительства церкви. Но, насколько я понял, далеко не все волновахцы, поставившие автографы под ходатайством, были проинформированы об истинном положении вещей. Нечто подобное произошло и во втором случае. По крайней мере, главный врач Волновахской ЦРБ Николай Безуглый заявил следующее:
- Авторы жалобы просто предлагали людям подписаться под протестом, не объяснив, что будет построено в роще.
В заключение нашей беседы, к которой я еще вернусь, Николай Михайлович устроил небольшой любительский спектакль. Поводом для него послужил следующий вопрос журналиста:
- Действительно ли вы оказываете моральное давление на подчиненных, которые подписались под жалобой?
- Клевета, - возмутился главный врач. - Сейчас пригласим сотрудников, и они, я уверен, подтвердят это.
Получилось один к одному, как в истории прежних лет, когда я по письму выезжал в один из великоновоселковских колхозов, которым управлял грубиян-председатель. Узнав, в чем дело, командир-аграрий вызвал парторга, миловидную дамочку сорока неполных лет, и выдал следующий перл:
- Люба, какая-то ... написала, что я вас здесь матом крою. Скажи ... товарищу корреспонденту, что это поклеп и ...
Как и следовало ожидать, ни один из приглашенных в кабинет главного врача медиков ничего худого не сказал о своем шефе. По крайней мере, в его присутствии.
От палаты - до паперти
Разумеется, приезжий корреспондент не имеет никакого права давать советы волновахцам. Однако это не мешает ему иметь собственную точку зрения. Формировалась она в ходе встреч с авторами жалобы и в процессе ознакомительного похода по территории центральной больницы. Слов нет, Храм Божий более всего смотрелся бы именно на месте рощи, примыкающей к довольно оживленной улице. И больным, жаждущим приобщиться к вере, надо полагать, не нужно проделывать утомительный путь от палаты до паперти.
И все-таки мне более симпатична позиция рядовых жителей, которых даже противники не отваживаются назвать эгоистами. Дело в том, что люди не просто ратуют за сохранение зеленого уголка, но и по собственной инициативе поддерживают в нем порядок. Вполне понятно и их желание не пропустить в рощу лесорубов, ведь, как известно, по количеству зеленых насаждений Донецкая область занимает одно из последних мест в стране. Что же касается брошенной одним из оппонентов реплики, что, дескать, роща стала нарко-притоном, то ее удачно парировала Екатерина Попова, жительница упомянутого дома, медик с многолетним стажем:
- Наркоманы собираются не под березами, а в нашем подъезде, где всегда темно, - сказала она. - Далее... Мне совершенно непонятно поведение представителей духовенства: если церковь строится вопреки желанию десятков людей, то будет ли она соответствовать истинному своему предназначению?.. И потом, разве белый свет клином на нашей роще сошелся?
Екатерина Евтихиевна права, во время экскурсии я обнаружил несколько подходящих участков, в том числе одичавший сад и пустырь, куда повязанная черным платком гражданка тащила какое-то тряпье:
- Вот, - объяснила она, - из морга забираем... Переодели... Санитарка сказала, чтобы старую одежду покойника отнесли сюда.
Не знаю, возможно, пустырь является не самым удачным местом под планируемую стройку. Но, как говорится, кто ищет дорогу к Храму, тот отыщет ее и в терниях. Я уже не говорю о том, что если власти прислушаются к мнению жителей, одним пустырем в Волновахе станет меньше.
Создатель поймет...
Пока приглашенные медработники подтягивались к кабинету главного врача, мы с ним успели поговорить о делах сугубо земных. В частности, речь пошла о корпусе детского отделения больницы, который давно и прочно вошел в разряд отечественного долгостроя. Правда, Николай Безуглый не склонен пессимистически смотреть на вещи:
- Вопрос завершения детского отделения, - сказал он, - мы поднимаем при каждом удобном случае, ведь имеющееся совершенно неприспособлено для лечения подрастающего поколения. В частности, добились того, чтобы односкатную крышу переделали в двухскатную... Теперь там не капает даже при ливнях. Что же касается отсутствия решеток на окнах первого этажа и металлических дверей, то ставить их бесполезно, все равно украдут на металлолом. Или же просто взломают ради любопытства: а вдруг внутри что-нибудь ценное имеется?
Сроки окончания строительства детского отделения никто из власть предержащих назвать не может.
И вообще, районную больницу, как и большинство медицинских учреждений подобного рода, трудно отнести к сооружениям, которые украшают Волноваху. Чего, в частности, стоит только один фасад с осыпавшейся плиткой... Глянешь со стороны, и отпадает всяческое желание обращаться сюда за медицинской помощью. В палатах и кабинетах медперсонала та же убогость. Запах нищенской еды, выгоревшие шторы, мебель образца середины прошлого столетия. Все это, вместе взятое, никак не придает гордости за нашу самостийну державу.
Разумеется, никому даже в голову не придет обвинять персонал Волновахской центральной. Насколько мне известно, медики работают на пределе человеческих сил за себя и за отсутствующих коллег. Не стремятся, понимаете ли, специалисты в глубинку, где платят символическое жалованье, а ордер на квартиру подобен лотерейному билету.
Как видим, имеется множество проблем первостепенной важности, от решения которых зависит самочувствие, здоровье, а то и жизни тысяч волновахцев. И не на церковь, а на завершение строительства детского отделения следует тратить спонсорские деньги. Поверьте, Создатель не станет предъявлять претензии, если первым делом будет сделано всё надлежащее для лечения чад его, и уж едва ли благословит он рубку берез, которые в той же Волновахе можно сосчитать по пальцам.