герб Волноваха
Волновахский городской портал


Главная
Добавить новость!
2017-06-29 [07:44:54]
Разделы сайта

ГНИ информирует...

О Волновахе
История города
История города (укр) Информация о районе
Природные территории
Большие и малые села
Села и посёлки (укр)
Карты, схемы
Расписание поездов
Расписание электричек
Расписание автобусов
Банки, банкоматы
Такси
Отдых, развлечения
Провайдеры, сети
Мобильная связь
Телевидение
Кабельное ТВ
Радиостанции
Архив форума
Карта сайта
Библиотеки, музеи
Газеты
Учебные заведения
Организации города
Достопримечательности:
Великоанадольский лес
Дендрарий
Лесной колледж
Музей леса
Монастырь

Архив новостей

Друзья сайта

Устав территориальной громады

Форум

Фотогалерея

Поиск работы

Погода в Волновахе

Фирмы, организации









История города Волноваха до 1893 года

На протяжении веков раздольные степи Приазовья видели немало кочевых племен. Курганы, каменные идолы, надмогильные памятники свидетельствуют об их заселении еще в глубокой древности. Строители ирригационных сооружений не раз вскрывали места захоронений древних кочевников в районе сел Новогригорьевки и Анадоля.

После победы России в русско-турецкой войне 1768—1774 годов просторы южных степей стали заселяться. Царское правительство разрешило поселиться на вольных землях крымским грекам. Так появились села Карань, Бугас, Янисоль и другие.

В конце XVIII и начале XIX веков на территории района возникают первые украинские села, основанные выходцами из Полтавской и Черниговской губерний. Но особенно возрос приток переселенцев после отмены крепостного права. В Донбасс шли на заработки потерявшие землю крестьяне Курской, Орловской, Воронежской губерний. Шли они сюда в поисках лучшей дола. Но очень скоро убеждались в том, что жизнь для трудового человека везде нелегка.

Типичным бедняцким селом оставалось до Великой Октябрьской социалистической революции и село Платоновка, объединенное потом со станцией Волноваха. В 1911 году из 228 крестьянских хозяйств в нем насчитывалось безлошадных или имевших всего одну лошадь 89, две-три лошади – 75. Зажиточных хозяйств было 47, кулацких – 17. Кулацкие дворы, составляющие менее 5 процентов хозяйств, владели 26 процентами земли. Надел бедняков не превышал и 6 десятин на семью.

Бедность, нищета, поголовная неграмотность - характерные черты дореволюционной Платоновки. Статистические данные за 1904 год свидетельствуют о том, что из 729 мужчин «грамоту разумели» 131, а из 1392 женщин — всего 8.

Развитие капитализма в Донбассе привел строительству железных дорог. В 1880 году началась прокладка железной дороги Ясиноватая - Мариуполь через Еленовские карьеры и Стылу. Названия станциям и разъездам давали по наименованию рек и ближайших населенных пунктов: Великоанадоль, Карань, Кальчик. На 28-м километре от Еленовки, на крутом перевале, возникла станция Волноваха, получившая название от реки, истоки которой находились у самой железной дороги. 16 марта 1881 года состоялась торжественная закладка вокзала станции Волноваха.

1 ноября 1882 года через станцию прошел первый поезд. Три барака для рабочих, две будки и здание вокзала были первыми постройками Волновахи. Поселок рос очень медленно. Рабочие на железную дорогу нанимались в основном из ближних сёл – Платоновки и Карловки.

Со станции отправляли только сельскохозяйственные продукты, а основным транзитным грузом был уголь, который шел в Мариупольский порт и на Мариупольские металлургические заводы. В 1891 году на линии Мариуполь-Волноваха-Ясиноватая была установлена телеграфная связь.

В 1893 году Мариупольская ветка перешла в ведение государственной Екатерининской железной дороги, и станция Волноваха начинает расширяться быстрее: в начале XX века строится новое паровозное депо па 8 паровозов, две водонапорные башни, вокзал со всеми службами.


Адрес текущей страницы: www.volnov.org.ua

Рекомендуем: Смотрите Автостекло на сайте.