В 1904 году после завершения строительства второй Екатерининской железной дороги Волноваха превращается в железнодорожный узел, правда, пока с незначительным грузооборотом. В «Полном географическом описании нашего Отечества», изданном под редакцией Семенова-Тяньшанского в 1905 году, о ней сказано коротко: «На 11-й версте от ст. Велико-Анадоль железный путь приходит на узловую станцию Волноваху с грузооборотом до 2 млн. пудов». Население пристанционного поселка достигает 600 человек, увеличивается число рабочих. Администрация дороги сразу же позаботилась о том, чтобы открыть здесь Жандармское отделение.
Железнодорожников и крестьян близлежащих сел обслуживали всего один врач и один провизор. Мало кто из детей рабочих имел возможность учиться в начальной школе села Платоновки. Большинство из них начинали и заканчивали свое образование в первом классе. Лишь в 1905 году открыли одноклассную школу и в Волновахе.
Руководство дороги совершенно не заботилось об облегчении труда рабочих, о техническом оснащении производства. В паровозном депо единственный токарный станок приводился в движение вручную: двое поденщиков крутили колесо попеременно. Тяжелым был и труд путейцев. Летом во время капитального ремонта пути нанимали крестьян. Они работали по 10 - 12 часов в сутки. Спали под открытым небом, осенью ютились на нарах в бараках.
Нищенскими были и заработки. По официальным данным, например, в 1903 году месячная зарплата постоянных рабочих составляла в среднем 14-15 рублей, а временных и того меньше. Этого едва хватало на то, чтобы прокормить семью. Среди рабочих росло недовольство.
Как и всю Россию, железнодорожников Волновахи потрясли и заставили по-иному взглянуть на своё положение события 9 января 1905 года в Петербурге. Назревала первая русская революция. На станции и в депо шли митинги. С особым интересом рабочие слушали мариупольских агитаторов. Деповцы приняли резолюцию, требующую от правительства упорядочения условий труда, повышения заработной платы. 10 октября волновахцы включились во всеобщую политическую забастовку железнодорожников. 14 октября жандармское управление доносило Екатеринославскому губернатору: «Ввиду прекращения телеграфного действия с 13 октября прекращено движение поездов между станциями Александровск и Волноваха».
Еще более бурными были события в декабре 1905 года. По призыву стачечного комитета Екатерининской железной дороги 8 декабря началась забастовка железнодорожников Мариупольского отделения, в состав которого входила и станция Волноваха. На следующий день здесь прекратилось движение поездов на Александровском направлении. В канун Горловского вооруженного восстания казаки разобрали железнодорожный путь в районе Юзовки - Рутченково, чтобы не дать возможности объединиться боевым дружинам. После 17 декабря царское правительство объявило Мариупольский и другие уезды на военном положении, бросило войска против железнодорожников.
Но борьба не прекращалась. В мае 1907 года Мариупольское жандармское управление завело дело на учителя из Игнатьевки С. Г. Судакова и рабочего И.Н Тихомирова. 24 июля 1907 года на станции Волноваха за распространение прокламаций были арестованы рабочие Благодатненского кирпичного завода Я. П. Матвиенко и Ф. П. Симоненко.
Вокруг Волновахи растут и расширяются частные предприятия: появляются Новотроицкие каменоломни, увеличивается добыча известняка в Еленовских и Стыльских карьерах. Возрастает грузооборот узловой станции, и начинается строительство сортировочной горки. В марте 1914 года она вступает в эксплуатацию. Прокладывается новая линия водоснабжения узла, строится водонапорная башня.
Новшества ничуть не улучшили условий труда рабочих. На узле по-прежнему отсутствовала всякая техника безопасности, а в результате интенсификации работ участились случаи травматизма. Оставалось все таким же примитивным жилье. Не увеличилась и заработная плата железнодорожников, а цены на продукты питания с началом мировой войны резко подскочили. Война усугубила и без того тяжелое положение трудящихся.
В Волноваху все чаще приходили вести о новых выступлениях пролетариата России. Передовые рабочие станции усилили большевистскую пропаганду среди железнодорожников и крестьян. Слесари депо М. Е. Варуша, П. А. Чернявский, кузнец П. А. Угрюмов в 1915 году наладили постоянные связи с Мариупольской заводской организацией РСДРП (б) и начали распространять листовки и прокламации. Слова правды будили в сердцах рабочих гневный протест против самодержавия.